Книжный каталог

Агни-Йога. Учение живой этики. 4-е изд.

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Эзотерика

Описание

Учение Агни-Йоги, переданное Учителями Шамбалы, в частности Махатмой Морией, собрано Е.И. и Н.К. Рерих, и по сей день остается одним из самых значительных. Это четвертая часть из 14, составляющих Учение Живой Этики. Здесь, как и на остальных титульных листах книг Живой Этики, отсутствует авторское имя. Е.И. Рерих объясняла это тем, что изложенная в них мудрость Востока не может быть авторской собственностью. Дайте эти знания без имени, чтобы кто-то не кричал из темного угла о корыстном воздействии .

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Логаева Е. (ред.) Учение Живой Этики. Том I. Зов. Озарение. Община. Агни-Йога Логаева Е. (ред.) Учение Живой Этики. Том I. Зов. Озарение. Община. Агни-Йога 698 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Рерих Е., Рерих Н. Агни-Йога. Учение Живой Этики Рерих Е., Рерих Н. Агни-Йога. Учение Живой Этики 170 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Молитвослов Агни-Йоги Молитвослов Агни-Йоги 215 р. ozon.ru В магазин >>
Отсутствует Притчи и легенды Агни Йоги Отсутствует Притчи и легенды Агни Йоги 24.95 р. litres.ru В магазин >>
Рерих Елена, Рерих Николай Агни-йога Рерих Елена, Рерих Николай Агни-йога 369 р. book24.ru В магазин >>
Логаева Е. (ред.) Учение живой этики. В 4 томах. Том IV. Надземное Логаева Е. (ред.) Учение живой этики. В 4 томах. Том IV. Надземное 751 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Николай Рерих Агни-йога Николай Рерих Агни-йога 189 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Знаки Агни Йоги - несуществующая книга Учения - Живая Этика в мире

Агни-Йога. Учение живой этики. 4-е изд.

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Рериховское Движение
  • Рериховедение
  • Знаки Агни Йоги - несуществующая книга Учения
Знаки Агни Йоги - несуществующая книга Учения

Как называется четвёртая книга Учения Живой Этики, идущая после книги "Община"? - "Знаки Агни Йоги" или "Агни Йога"? Правильный ответ на этот вопрос многие рериховцы затрудняются дать. И это не удивительно, т.к. данная тема обросла массой полуправдивой информации, берущей начало в 90-х годах прошлого столетия.

На сайте "Анализ изданий Агни йоги" есть список всех полных послевоенных изданий книг Агни Йоги. Первое послевоенное издание было в 1989 году, и издание книг Живой Этики продолжается по сегодняшний день. До 1989 года книги Живой Этики были изданы полностью только Рерихами (не считая книгу "Надземное", которая была распространена в рукописи). О первоизданиях речь пойдёт ниже. Сейчас рассмотрим послевоенные издания Учения.

В упомянутом списке можно насчитать 13 полных изданий книг Живой Этики, куда входит четвёртая книга Учения. Из неполных изданий четвёртая книга Учения издавалась 4 раза. Таким образом, после довоенных первоизданий четвёртая книга Учения издавалась 17 раз. Из этих 17 раз только в 2-х случаях четвёртая книга Учения названа "Знаками Агни Йоги", а в остальных 15 изданиях эта книга названа "Агни Йогой". Рассмотрим подробнее эти 2 издания. На том же сайте "Анализ изданий Агни йоги" есть подробная информация об этих изданиях.

Первое издание вышло из издательства самарского Рериховского Центра духовной культуры в 1992 году под общей редакцией Кальжановой, Каган, Родичева. Издание подготовлено тольяттинским городским обществом Рерихов и самарским Рериховским центром духовной культуры.

Второе издание вышло в 1994 году при подготовке того же тольяттинского общества Рерихов, которое к тому времени стало отделением Международного Центра Рерихов (МЦР). Составители этого издания всё те же: главный редактор Кальжанова и технический редактор Каган.

Кто же придумал назвать четвёртую книгу Учения "Знаками Агни Йоги"? Чтобы ответить на этот вопрос нужно учесть связь редактора двух выше названных изданий Г.И.Кальжановой с МЦР, и в частности с его директором Л.В.Шапошниковой. Именно последняя называет четвёртую книгу Учения "Знаками Агни Йоги". Так в 2004 году в сборнике "Наука и новое мышление XXI века" 1 Шапошникова в главе "Неизбежность Живой Этики" пишет следующее: "Книги имеют не совсем обычные названия: "Зов", "Озарение", "Община", " Знаки Агни Йоги ", "Беспредельность", "Иерархия", "Сердце", "Мир Огненный", "Аум", "Братство", "Надземное". Столь же необычным является и стиль их изложения, напоминающий спираль, по которой должно подниматься сознание читателя. Книги носят общее название - Живая Этика".

"Знаками Агни Йоги" Шапошникова называет четвёртую книгу Учения не только в Тольятти, но и в Москве в третьем томе скандально известного сборника "Защитим имя и наследие Рерихов", 2 вышедшем под редакцией той же Л.В.Шапошниковой. Так на странице 1061 читаем: "Издательская деятельность [МЦР]. Серия "Учение Живой Этики". 1) Община. 1992. 200 стр. 2) Община. 1994. 240 стр. 3) Листы Сада Мории. Зов. 1994. 176 стр. 4) Листы Сада Мории. Озарение. 1994. 232 стр. 5) Знаки Агни Йоги. 1994. 416 стр . …" Таким образом становится ясно, кто является идейным носителем этой выдумки - директор МЦР Л.В.Шапошникова. То, что это выдумка, очень легко понять из информации, приводимой ниже.

Во всех первоизданиях книг Учения, вышедших под реакцией Е.И.Рерих, нигде (!) четвёртая книга Живой Этики не названа "Знаками Агни Йоги". Но этим именем названа серия книг, начиная от четвёртой книги - "Агни Йоги". Так Е.И.Рерих в своём письме к Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 2 февраля 1935 г. пишет:

"Сана прислала в общем незначительное письмо, но сообщает одно отрадное сведение, именно, что какой-то русский священник (к сожалению, не дает его имени) зачитывается твоими книгами и старается достать все, что связано с твоим именем. Илья тоже поглощен книгами, и Соня просит прислать ей всю серию книг "Знаков Агни Йоги" . По словам Саны, духом она выросла".

Серия книг "Знаки Агни Йоги" начинается с чётвёртой книги Учения, которую сама Е.И.Рерих называет "Агни Йога", и именно это название стоит на титульной странице первого парижского (1929 г.) и второго рижского (1934), последнего прижизненного Е.И.Рерих, издания четвёртой книги Живой Этики. А название - "Знаки Агни Йоги" - стоит на второй странице этой книги в качестве имени серии книг.

В эту серию - "Знаки Агни Йоги" - входит и пятая книга Учения - книга Иерархия, что отчётливо ясно из письма Е.И.Рерих к Р.Рудзитису от 1.10.1935: "Правильно придерживаться внешности английского издания и поставить Знаки Агни-Йоги после титульного листа Иерархия. Также правильно поставить оглавление Иерархия над первым параграфом, а не над "Введением"". Название серии "Знаки Агни Йоги" стоит не только в довоенном английском издании книги "Иерархия", но в довоенном латышском переводе этой книги.

Трудно сказать, какие ещё книги Учения включала Е.И.Рерих в серию "Знаки Агни Йоги", но однозначно ясно, что речь шла о серии книг Учения, а не об одной, четвёртой книге Учения. Ещё одна цитата из письма Е.И.Рерих американским сотрудникам от 22 марта 1935 г., которая подтверждает сказанное:

". некоторые члены Общества думают организовать издательство книг в самой Латвии, если издательство "Агни Йоги" (и почему-то "Алатас") на это согласятся. Печатание у них обходится дешевле, нежели в Америке и Париже. Конечно, я ничего не имею против, чтобы остальные части "Знаков Агни Йоги" печатались бы у них, но сейчас на это нет средств у нас. Но свое принципиальное согласие я им пошлю, может быть, кто-либо из состоятельных членов и захочет пожертвовать на это благое дело".

(июнь, 1939 г., Шанхай). Стр. 8.

В некоторых книгах первоизданий Учения есть листы, где приведён список книг Учения. К примеру, в таком списке в книге "Аум" за 1936 год четвёртая книга Учения упомянута как "Агни Йога". 3 И такого названия придерживались не только в Риге, где с ведома Рерихов издавались книг Учения, но в других рериховских обществах. К примеру, список книг Учения приведён шанхайскими рериховцами в журнале "Вестник Гауризанкара" (июнь, 1939 г., Шанхай) 4 на странице номер восемь. Как видит читатель на сканкопии этой страницы, четвёртая книга Учения названа как "Агни Йога". Так же названа эта книга и в журнале "Оккультизм и Йога", который издавался Александром Асеевым, состоявшим в переписке с Рерихами, которые часто печатались в этом журнале. Так, к примеру в первом номере этого журнала за 1934 год Асеев в статье "Агни Йога" пишет: "Основы Агни Йоги изложены в книге, изданной несколько лет тому назад в Париже.*" Смотрим ссылку: "*) "Агни Йога", Париж, 1929, стр. 333…" 5 Везде четвёртая книга Учения названа "Агни Йогой", а не "Знаками Агни Йоги".

Сегодня можно посмотреть переводы книг Учения на разные языки (загляните в библиотеку этого сайта). Американцы, немцы, французы, латыши и др. - все издают серию книг Учения Живой Этики с названием чётвёртой книги как "Агни Йога", и только "славный" редактор всех времён и народов Кальжанова во главе с "просвещённым" директором МЦР Шапошниковой оказались всех умней - они решили пойти своим, особым путём… Можно лишь сожалеть, что данная ошибка в названии канонической серии книг Учения распространилась так широко благодаря этим двум дамам из МЦР.

ошибочному мнению этих горе-редакторов:

1. Сборник научных трудов, посвященных 25-летию Дома Рерихов г. Тольятти. - Тольятти, 2004. http://www.roerich.com/zip3/tolyatty.zip

2. Сборник "Защитим имя и наследие Рерихов". Т.3. Москва. МЦР, Мастер-банк. 2005 г. http://www.roerich-museum.ru/pro/sbt3.pdf

3. Все оригиналы первоизданий книг Учения доступны в библиотеке "Урусвати".

4. Первый номер журнала "Вестник Гауризанкара" (июнь, 1939 г., Шанхай) опубликован в медиатеке "Интернет-общины".

Источник:

lebendige-ethik.net

Мир Культуры - Учение Живой Этики (Агни-Йога)

Мир Культуры Мир ЛЮБВИ, КРАСОТЫ И ЗНАНИЯ

Учение Живой Этики (Агни-Йога). С.Стрельникова

Агни-Йогу (Учение Живой Этики) я изучаю вот уже более 25 лет. Несмотря на множество других прочитанных книг, Учение Живой Этики остаётся основой моего мировоззрения и именно по нему я сверяю ту информацию, которую получаю из других источников. Для меня это как компас, указывающий направление к Истине.

У каждого человека свой духовный путь, и каждый должен выбрать его самостоятельно. Я не стану никого убеждать, расскажу лишь о том, как я приобщилась к Агни-Йоге.

Анатолий Алексеевич Макаров

Мое знакомство с Учением Живой Этики состоялось в декабре 1989 года. Это было то время, когда духовные знания только-только начинали просачиваться сквозь плотную завесу материалистического мировоззрения. Я пришла на лекцию, которую читал А.А. Макаров – один из старейших членов Латвийского Общества Рериха. Лекция была посвящена Атлантиде, это было удивительно интересно. А в конце занятия лектор стал отвечать на вопросы по другим темам и произнес фразу, которая произвела на меня большое впечатление: «Не следует готовить еду, если вы раздражены или расстроены чем-то – ведь мысль материальна, и такая пища будет вредной». Нам, воспитанным в материалистическом мировоззрении, никогда ничего подобного не говорили! Эта фраза меня поразила своей истинностью. С тех пор я стала ходить на лекции.

Еще я обратила внимание на то, что рериховцы не только декларируют принципы Живой Этики, но и сами соблюдают их – а ведь это самое главное! Обычно на лекциях присутствовали старые члены Латвийского Рериховского Общества – которые когда-то прошли через сталинские репрессии, ссылки. В конце каждого занятия они отвечали на вопросы слушателей. Однажды какой-то человек несколько раз задавал одни и те же вопросы, а лектор А.А. Макаров ему отвечал подробно и обстоятельно. Но слушатель не унимался, снова лез в дискуссию, спорил – и зал уже начал возмущаться и шикать. Тем не менее, лектор продолжал доброжелательно, терпеливо ему отвечать. Ни малейшего раздражения или возмущения! Я тогда поняла, что именно у таких людей действительно надо учиться.

Старшие члены Рериховского Общества рассказывали нам, что когда-то Елена Ивановна Рерих писала им о том, что в конце 20-го века начнутся необычные явления, будут открыто распространяться духовные знания, а у многих людей проявятся духовные способности. Поэтому даже в лагерях и ссылках рериховцы мечтали только об одном – чтобы дожить до этих времен и увидеть всё это собственными глазами.

Книги Учения Живой Этики и комментарии к ним

Учение Живой Этики (Агни-Йога) записано Еленой Ивановной Рерих, а некоторые фрагменты были записаны Николаем Константиновичем Рерихом. Учение Живой Этики дал Великий Владыка Шамбалы – Владыка Мория (а также его имя Майтрейя).

Учение состоит из следующих книг: «Листы сада М.» (в двух частях – «Зов» и «Озарение»), «Община», «Агни Йога», «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный», «Аум», «Братство», «Надземное». Читайте эти книги не спеша и вдумчиво, по несколько фрагментов в день.

Кроме того, есть очень хорошая серия книг «Грани Агни Йоги». В них подробно объясняется, как применять Учение Живой Этики в практической жизни и как надо работать над собой. Эти тексты записаны Борисом Николаевичем Абрамовым, учеником Рерихов. Он начал делать эти записи еще при жизни Н.К. и Е.И. Рерихов и получил подтверждение от Елены Ивановны Рерих о том, что эти тексты продиктованы Владыкой Морией. В дальнейшем, после ухода Рерихов из жизни, в «Гранях Агни Йоги» появились записи не только от имени Владыки Мории, но также от Е.И.Рерих (эти фрагменты обозначены буквами М.А.Й.– Матерь Агни-Йоги) и от Н.К.Рериха (обозначены – Гуру).

В качестве комментария к Учению рекомендуется читать «Письма Е.И.Рерих». Частью Учения можно считать и картины Н.К. и С.Н.Рерихов – ведь они несут в себе высокую духовную энергию.

Приступая к изучению Агни-Йоги, обязательно прочитайте 3-томную книгу А.И.Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи», где даётся чёткое и последовательное изложение основ Учения Живой Этики по темам. Эта книга была написана благодаря переписке А.И.Клизовского с Еленой Ивановной Рерих. Книга поможет вам понять основные положения Учения Живой Этики, ее можно рекомендовать в качестве учебника.

Также советую начинающим прочитать книгу «Космические легенды Востока», автор С.А.Стульгинскис. Это краткое, очень понятное изложение основного содержания эзотерических учений. Книга состоит из двух частей – «Древние легенды» (краткое изложение «Тайной Доктрины» Е.Блаватской) и «Современные легенды» (краткое изложение основ Учения Живой Этики).

Краткий обзор Учения Живой Этики

Мы живем в очень сложный и важный период – именно сейчас должны произойти огромные перемены в судьбе нашей планеты. Наша планета находится в болезненном состоянии, она заражена темной энергией зла и насилия. Однако длительный период темной эпохи заканчивается, и мы находимся на пороге Светлой Эпохи.

Переходу Земли в Светлую Эпоху будут способствовать Светлые Силы Космоса, всё их внимание направлено сейчас к нашей планете. Однако сами жители Земли тоже должны активно участвовать в этом процессе – ведь дорога к добру не может быть насильственной.

Сознательное и добровольное участие людей в этой работе необходимо. Их поддерживают представители Иерархии Светлых Сил, которые постоянно находятся на Земле, в Шамбале. Старшим Братьям человечества не нужно от людей поклонения и раболепного отношения – нужно лишь сознательное сотрудничество. Это сотрудничество между Учителем и учеником: Учитель дает ученику знания и духовные силы, а ученик их принимает и старается применять в жизни.

Человечество должно понять основные философские законы – бессмертие человека и закон реинкарнации, закон кармы, материальность мысли и психической энергии.

Человек, усвоивший духовные знания и излучающий высокие вибрации Света и Любви, помогает Земле воспринять Огненную энергию, идущую к нам из Космоса. Он становится антенной, распространяющей духовные светлые лучи по всей планете.

Почему Учение называется Живой Этикой? Потому что необходимо не только рассуждать о высоких истинах, но и уметь применять духовные знания в своей повседневной жизни. Только примененное знание можно считать по-настоящему усвоенным.

Источник:

mirkultura.ru

Литературно-философские источники Учения Живая Этика – Агни Йога

Агни-Йога. Учение живой этики. 4-е изд.

ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОЧНИКИ УЧЕНИЯ ЖИВАЯ ЭТИКА - АГНИ ЙОГА

Параллельно с теософской традицией Храма формировалась духовная традиция Живой Этики – Агни Йоги. В основу ее литературно-философских первоисточников легли записи бесед семьи Рерихов с индийскими духовными Учителями. Основная часть записей была сделана женой выдающегося русского художника, гуманиста и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947) Еленой Ивановной Рерих (1879-1955) – крупнейшим духовным мыслителем и подвижником ХХ столетия. Подавляющий объем посланий исходил от Махатмы Мории, который вместе с Махатмой Кут Хуми покровительствовал семье Рерихов на протяжении нескольких десятков лет.

Рерихи, будучи близкими учениками Махатм, продолжили инициированную ими культурную деятельность по обновлению основ мировоззрения современной цивилизации. Они не только явились соавторами масштабного этико-философского антропокосмического Учения, но и осуществили множество иных практических проектов, направленных на возрождение духовной культуры, укрепление содружества наций, изучение методов совершенствования сознания и преобразования организма человека в новых энергетических и социальных условиях. Рерихи явились живым мостом, соединившим и еще более сблизившим культуры России и Индии. Они стимулировали развитие диалога между Востоком и Западом и обосновали его эволюционное значение в процессе формирования нового типа человечества.

Классификация литературных источников, связанных с Рерихами, для современных исследователей представляет некоторую проблему. Она упирается в два главных аспекта. Первый состоит в отделении литературно-философских первоисточников Живой Этики – Агни Йоги от источников комментаторского, публицистического или популярного характера, связанных с личным авторством Рерихов. Второй аспект состоит в определенных затруднениях исчерпывающего описания полного корпуса первоисточников Живой Этики, определенная часть которых сейчас находится в музейных архивах и никогда еще не публиковалась.

Что можно отнести к исходным первоисточникам Живой Этики – Агни Йоги? Прежде всего, это записи посланий Махатм, которые начали делать Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, а также их старший сын Ю.Н. Рерих в Лондоне в 1920 году. Позже эти записи были продолжены в США и не прекращались, по крайней мере, до самого ухода Е.И. Рерих в Индии в 1955 году. Первоначально применялась спиритическая техника записи, которая, судя по дневникам, лучше давалась Н.К. и Ю.Н. Рерихам, однако, вместе с тем, эта техника требовала участия и других гармонично подобранных людей для создания психической батареи [17, 18].

Первые записи имели преимущественно личный характер. Рерихи постепенно знакомились и духовно сближались со своими незримыми покровителями, которые вовсе не спешили раскрывать себя целиком. Постепенно Рерихи поняли, что общаются с весьма необычными корреспондентами, суждения которых всегда были наполнены мудростью, возвышенными устремлениями и удивительной прозорливостью. Так началось непосредственное сотрудничество восточных Махатм с семьей русского художника Николая Рериха.

Махатмы не любили спиритическую технику общения, практически никогда ей не пользовались, а в случае с семьей Рерихов считали ее допустимой исключительно лишь на самых начальных стадиях [18, с.35, 40]. Со временем они сумели помочь Елене Ивановне Рерих развить свой выдающийся психический дар ментального восприятия, в результате чего она научилась принимать непосредственные мысленные послания своих Учителей. Как позже объяснял Махатма Мория, Урусвати (Е.И. Рерих) удалось освоить не простую телепатическую связь, но так называемый «пространственный провод Братства», который открывал поразительные возможности дистанционного общения с различными Архатами гималайского Братства.

По мере укрепления духовной связи Е.И. Рерих с Учителем, она все больше принимала на себя всю тяжесть напряженной и кропотливой работы, связанной с записью регулярных посланий от него. В ее личном архиве материальным свидетельством этой многолетней работы остались многочисленные тетради-дневники, в которых она систематически, день за днем, на русском языке записывала даваемое Учение и практические рекомендации Учителей, касаемые самых разных обстоятельств творческой, культурной, деловой и повседневной жизни Рерихов и их ближайших сотрудников.

Таким образом, именно эти дневники являются бесценными историческими первоисточниками последующих изданий текстов Агни Йоги. На основе этих записей Е.И. Рерих под руководством Махатмы Мории были творчески составлены широко известные и популярные ныне книги, которые публиковались в 20-30 годы прошлого столетия под общим названием «Агни Йога» или «Живая Этика». Эти книги назывались «Листы Сада Мории: Зов» (1924), «Листы Сада Мории: Озарение» (1925), «Община» (1926), «Знаки Агни Йоги» (1929), «Беспредельность» (1930), «Иерархия» (1931), «Сердце» (1932), «Мир Огненный» (1933-1935), «Аум» (1936), «Братство» (1937), «Братство: Надземное» (1937-1938).

Почти все первые издания отмеченных книг в указанные годы состоялись в Париже или Риге. Первая версия книги «Община» была опубликована в 1927 году в Урге (Монголия) во время Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. Вторая версия книги «Община» была издана в 1936 году в Риге. А книга «Братство: Надземное», две части которой в рукописи Е.И. Рерих закончила в 1938 году, была издана только в 1992 году. Год окончания рукописи (первого издания) имел смысловое значение для правильного понимания текстов книг, поэтому Учитель рекомендовал при всех последующих переизданиях книг серии Живая Этика – Агни Йога указывать его на обложке каждой книги. Все рукописи и все первые издания книг этой серии были на русском языке, с которого делались переводы на другие языки. Наиболее ранние переводы, еще при жизни старших Рерихов, были сделаны на английский язык.

Книги Живой Этики по своей стилистике и структурному построению совершенно не похожи на классические философские трактаты. Тексты Живой Этики представляют собой записи посланий Учителя своим ученикам (во многих случаях персонально Е.И. Рерих). При этом, за небольшим исключением, подобные обращения через учеников адресуются всем искателям истины и пути совершенствования духа. В определенном смысле тексты Живой Этики напоминают диалоги Платона. Но в отличие от них они отражают мысли только одного собеседника – Учителя Мудрости, открывающего океан Учения Жизни всем способным идти по его стопам. Вопросы, уточнения и иные реплики учеников (Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и др.) остались записаны только в дневниках Елены Рерих, на основе которых она создавала серию книг Живая Этика – Агни Йога.

Книги Живой Этики имеют мозаично-спиральную структуру. Каждая из них посвящена определенной доминантной теме, отраженной в названии книги, однако по тексту авторами затрагиваются и множество иных вопросов и проблем как чисто доктринально-философского, так и прикладного характера. Каждая книга разбита на множество небольших параграфов. От одного параграфа к другому можно заметить постепенное развитие обсуждаемого вопроса и постоянное дополнение основной концептуальной идеи различными оттенками смысла и многочисленными подробностями. Таким образом, нарастание смысла происходит спирально от одного фрагмента текста к другому, и общая картина складывается из отдельных элементов истины как мозаичное панно.

Каждая книга Живой Этики в общем является законченным произведением и может быть изучаема отдельно от других. Тем не менее, авторы заложили в серию книг определенный логический замысел, предполагающий изучение текстов Живой Этики в их исторической (хронологической) последовательности. Так, например, начальные книги Учения – «Листы Сада Мории» («Зов» и «Озарение»), «Община», «Знаки Агни Йоги» – в свернутом виде содержат проблематику последующих книг.

Кроме того, тематическая линия книг не является случайной и тоже задает определенную последовательность изучающей мысли. Например, прежде изучения книг «Братство» авторы предполагали необходимым освоение «Общины», «Иерархии», «Мира Огненного» и других книг Живой Этики, которые подготавливали сознание ученика к пониманию проблематики «Братства».

Каждый читавший Живую Этику – Агни Йогу не мог не заметить ее особенного ритма, внутренней энергетики литературного слога, образного языка, наполненного метафорами, неожиданными сравнениями, смысловыми аналогиями, иллюстрациями и восточными притчами. Язык текстов Учения порой существенно расходится с традиционными стилистическими канонами русского языка. Это явление, видимо, имеет не единственную причину. Некоторые из них объяснялись самими Махатмами: несмотря на то, что тексты учения записывались на русском языке, они имели существенный налет санскрита и сензара, использовавшихся Махатмами гималайского Братства.

В текстах Живой Этики встречаются различные понятия восточной метафизики, специальные термины, неологизмы, имена, географические названия, что несколько осложняет ее восприятие неподготовленным читателем. Вместе с тем, подавляющее большинство книг Живой Этики читаются намного легче, чем, например, «Тайная Доктрина» или «Теогенезис». Однако, эта относительная простота восприятия не должна вводить читателя в заблуждение по поводу простоты смыслов. Как уже отмечалось выше, язык Махатмы нередко был символичен и многозначен. Понимание многих фрагментов Живой Этики требует знания контекста общения Учителя и ученицы, герменевтических ключей, собственного жизненного и духовного опыта, а также отточенной философской интуиции.

Кроме отмеченных книг, на основе записей посланий Махатм старшими Рерихами были составлены еще три книги. Первая из них называлась «Цветы Мории» (Берлин, 1921). Ее соавтором явился Николай Рерих. Над двумя другими работала Елена Рерих. Они назывались «Криптограммы Востока» (Париж, 1929) и «Напутствие Вождю» (1933). Последняя из этих книг впервые увидела свет в России (Воронеж) спустя много лет после ухода старших Рерихов в 1994 году. Мы предполагаем, что инициатором этого издания выступил известный российский писатель и последователь Живой Этики В.М. Сидоров.

К этому списку следует добавить одну авторскую работу Е.И. Рерих под названием «Основы буддизма» (Урга, 1927). По всей видимости, над этой книгой Елена Рерих работала самостоятельно. Вместе с тем, мы не стали бы исключать здесь определенное идейное содействие Махатм, которые помогли своей ученице создать подлинный шедевр лаконичного популярного изложения буддийской мысли.

Так выглядит самый общий обзор первоисточников Учения Живой Этики – Агни Йоги. Все они были изданы самими Рерихами по указаниям Махатм, или, по крайней мере, собственноручно подготовлены к изданию в рукописном виде. В современном рериховедении эти источники рассматриваются как своего рода каноническая исходная серия текстов нового антропокосмического Учения. Однако этими текстами, как теперь выясняется, «океан Учения» Агни Йоги вовсе не исчерпывается. Конечно, здесь мы имеем в виду дневники и рукописи работ Елены Рерих, в которых содержалось немало крайне ценных фрагментов этического гнозиса Махатм Востока, не вошедших в «каноническую» серию книг Агни Йоги.

Некоторые материалы из этих дневников и рукописей впервые были опубликованы в России, спустя около полувека с момента ухода Матери Агни Йоги. К настоящему моменту нам известны пять изданий различных рукописных фрагментов архива Елены Рерих. Первые два из них были осуществлены на основе материалов индийского архива Рерихов, перевезенного в Россию, и находящегося сейчас на хранении в Международном Центре Рерихов в Москве. В основу двух других изданий легли американские архивы Рерихов (авторские копии тетрадей-дневников), находящиеся ныне в распоряжении Амхерст-Колледжа (Массачусетс, США) и Нью-Йоркского Музея Н.К. Рериха (США).

Первое издание было предпринято Международным Центром Рерихов в 1994 году под названием «У порога Нового Мира». В качестве автора на обложке указывалась Е.И. Рерих. В это издание вошли две никогда ранее не публиковавшиеся машинописные рукописи очерков «Сны и видения» (год окончания рукописи – 1949) и «Огненный опыт» (1924), а также некоторые письма к американским сотрудникам Рерихов – Зинаиде и Дедлею Фосдик. Эти очерки проливали свет на всю сложность и противоречивость пути внутренней духовной эволюции Матери Агни Йоги, на развитие ее духовидческих способностей и участие в опасном йогическом эксперименте по преобразованию организма тонкими энергиями, в котором Елена Рерих участвовала под руководством своего Учителя. В частности, очерк «Огненный опыт», отражающий общение Е.И. Рерих с Учителем в период эксперимента, дает исследователям и приверженцам Живой Этики некоторое представление о сложных психо-энергетических процессах, с которыми связана Огненная Йога как интенсивный путь космической эволюции человеческого естества.

Книга имела большой успех и в 2000 году Международный Центр Рерихов предпринимает второе, значительно расширенное по содержанию, издание этой книги под тем же самым названием – «У порога Нового Мира». В книгу вошли следующие очерки Е.И. Рерих: «Сны и видения», «Огненный Опыт», «Космологические записи» (1940), «Изучение свойств человека» (1940-1950), а также «Страницы дневника Е.И. Рерих» (1929) и избранные письма. Включенные во второе издание новые фрагменты никогда ранее не публиковавшихся записей Е.И. Рерих позволяли уточнить некоторые натурфилософские, космологические и антропологические воззрения авторов Живой Этики и, разумеется, показывали массу интересных аспектов духовного взаимодействия Учителя и ученика на пути Агни Йоги.

Третье и четвертое издания рукописей Е.И. Рерих, никак не связанные с первыми двумя, предприняло в 2002 году российское теософское издательство «Сфера» (Москва) при поддержке Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Оно выпустило две довольно объемные книги под названием «Агни Йога: Откровение (1920-1941)» и «Агни Йога: Высокий Путь (1920-1944)» (В 2-х частях). В «Откровение» были включены фрагменты, которые, по мнению издателей, «не вошли в корпус первоизданий, но, вместе с тем, должны быть отнесены к текстам Учения Живой Этики» [18, с. 6]. Под «первоизданиями» здесь подразумеваются «канонические» прижизненные издания книг серии Агни Йога – Живая Этика. Два тома (две части) «Высокого Пути» содержали записи посланий Учителей к Рерихам и их сотрудникам, которые в какой-то мере имели более личный характер. Это были записи Н. К. Рериха (1920-1923), Ю.Н. Рериха (1920-1921) и Е.И. Рерих (1924-1944).

После публикации «Сферой» этих книг среди последователей Рерихов развернулась острая дискуссия о несвоевременности и моральных правах издателей на публикацию архивов. Кроме того, некоторые специалисты отмечали недостаточную щепетильность издателей в работе с архивными материалами и массу недочетов при компилировании фрагментов. Не совсем осталось понятно и то, следуя какому принципу издатели разделяли тексты дневников на возможные дополнения Агни Йоги (книга «Откровение») и просто записи посланий Учителя (книга «Высокий Путь»). Однако, несмотря на все указанные моменты, одно обстоятельство не вызывало никаких сомнений – эти издания были выполнены на основе подлинных рукописей семьи Рерихов и содержали массу ценного материала, проясняющего самые разные проблемы и аспекты как Учения Живой Этики, так и культурной деятельности Рерихов и их восточных покровителей.

Пятое издание фрагментов дневников Елены Рерих осуществили Государственный музей народов Востока (Москва) и российское издательство «Пролог». Это издание называлось: Е.И. Рерих «Листы дневника». В 2006 году вышел первый том, посвященный Тибетской экспедиции Рерихов 1927-1928 годов, которая, как известно, состоялась в рамках многолетней Центрально-Азиатской экспедиции под руководством профессора Н.К. Рериха.

По всей видимости, в ближайшем будущем следует ожидать и новые публикации архивных материалов семьи Рерихов, отражающих развитие их сотрудничества с Махатмами. А именно – записи различных наставлений и разъяснений Махатм относительно философии и духовной практики Живой Этики – Агни Йоги, а также культурных и социально-политических проектов гималайского Братства, в которых Рерихи принимали самое непосредственное и активное участие.

Какие еще тексты могут быть отнесены к разряду первоисточников идей Живой Этики – Агни Йоги? Мы полагаем, что это письма Е.И. Рерих и записи Б.Н. Абрамова. В течение нескольких десятков лет Матерь Агни Йоги не только сама получала наставления от Учителя, но и вела обширную переписку со своими учениками, последователями, сотрудниками и иными корреспондентами по всему земному шару. В этих письмах она отвечала на множество вопросов не только чисто делового или личного характера, но и освещала сложнейшие доктринальные и прикладные аспекты Учения, которые требовали дополнительного разъяснения. Нередко в свои письма она включала непосредственное обращение Учителя к определенному корреспонденту или исходящие от него объяснения конкретных положений Агни Йоги. Очарованные простым и относительно популярным эпистолярным разъяснением Учения, его последователи хранили и собирали письма Е.И. Рерих, которые со временем стали бесценным средоточием духовных идей и неотъемлемой частью постепенно распространявшегося в мире Учения Жизни Махатм.

Самое раннее издание посланий Е.И. Рерих было предпринято накануне войны в 1940 году в Риге латвийскими последователями Агни Йоги. Это двухтомное издание называлось «Письма Елены Рерих» и охватывало переписку с латвийскими, европейскими и американскими учениками и сотрудниками Рерихов в период с 1929 по 1938 год. Позже, на заре демократических реформ, оно было переиздано в 1992 году в Минске и Новосибирске и сыграло большую роль в популяризации Живой Этики в культурном пространстве бывших советских республик.

После крушения СССР появились различные издания переписки Е.И. Рерих со своими европейскими, американскими и другими корреспондентами. Эти издания отражены в списке литературы. Наиболее полное издание «Елена Ивановна Рерих: Письма» предпринял Международный Центр Рерихов. С 1999 по 2006 год было опубликовано шесть объемных томов, охватывавших эпистолярные работы с 1919 по 1939 год, многие из которых публиковались впервые. Это издание опиралось на кропотливую работу с архивами, имело обстоятельную научную подготовку и подробный указатель-справочник имен. Не удивительно, что оно сразу получило высокое одобрение исследователей творчества семьи Рерихов. К сожалению, на данный момент это издание не получило своего завершения. Возможно, оставшиеся тома писем Е.И. Рерих, охватывающие период с 1940 по 1955 год, будут подготовлены и опубликованы в не столь далеком будущем.

Первый этап формирования литературно-философских первоисточников Живой Этики – Агни Йоги завершается после ухода Елены Рерих в 1955 году. Однако это вовсе не означает завершения духовной традиции антропокосмического гнозиса Агни Йоги, которая во второй половине ХХ века укрепляется и получает свое дальнейшее развитие. При этом, говоря о развитии традиции, мы подразумеваем не только рост количества последователей, появление популярных, компилятивных и научно-исследовательских работ, но и возникновение новых текстов, которые следует относить к категории первоисточников Учения Махатм. В данном случае здесь имеются в виду записи Бориса Николаевича Абрамова (1897-1972) – устремленного последователя Живой Этики – Агни Йоги и ученика Н.К. Рериха.

Познакомился он с Рерихом почти случайно – в китайском городе Харбине, куда забросила его, русского военного моряка, эмигрантская судьба после российской революции 1917 года. В 1934 году Николай Рерих и его старший сын Юрий Рерих во время путешествия по Китаю посетили наполненный русскими эмигрантами Харбин. Среди многих людей приходивших пообщаться с известным художником оказался и Абрамов. После таких общений постепенно сложилась харбинская группа учеников и духовных последователей Николая Рериха. Двое из них учителем были выделены и отмечены особо. Это были Борис Абрамов и Альфред Хейдок. С тех пор они постоянно поддерживали контакты и были связаны между собой невидимыми нитями духовного сотрудничества. В 1959 году, выполняя пожелание старших Рерихов, вслед за востоковедом Юрием Рерихом, Б.Н. Абрамов возвращается на Родину.

Несмотря на то, что на волне осуждения культа личности Сталина Никита Хрущев разрешил бывшим эмигрантам вернуться в СССР, коммунистическая идеология их вовсе не жаловала. Многим из них пришлось жить до самой смерти в атмосфере некоторого отчуждения под неявным, но неусыпным надзором различных инстанций советской государственной машины. Обстоятельства сложились так, что Б.Н. Абрамов вынужден был поселиться в двухстах километрах от Москвы на тульской земле в древнем провинциальном городке Веневе. Там с 1961 года он и прожил со своей женой Н.И. Абрамовой до самой смерти, то есть более десяти лет.

В русской истории малозаметная на фоне столиц Тула всегда играла странную, в каком-то смысле даже мистическую роль. Как иначе можно оценить постоянно благоприятный исход важнейших для страны исторических событий, свершавшихся на тульской земле? Почти за тысячу лет своего существования она никогда не была покорена врагами и не пропустила к Москве никаких захватчиков.

На этой земле Дмитрий Донской, вдохновленный Преподобным Сергием Радонежским, начал освобождать Русь от монголо-татарского ига. Здесь в эпоху объединения русских земель преграждали путь на Москву ордам воинственных кочевников. Здесь мастеровыми людьми со времен Петра ковалось победное оружие русской армии. Сюда по странному стечению обстоятельств в 1812 году не ступила нога Наполеона. Здесь в 1941 году почти чудом были остановлены рвавшиеся с юга к Москве танки прославленного гитлеровского генерала Гудериана. И, наконец, здесь в свое время жили и творили поэт Жуковский, философ-славянофил Хомяков, писатели Толстой, Вересаев, Тургенев, Успенский, художник Поленов и другие мастера, произведения которых пополнили сокровищницу русской культуры и принесли ей заслуженное признание во всем мире.

Случайно или нет, но основную часть записей посланий Махатмы и своих учителей Николая и Елены Рерихов Борис Абрамов сделал на легендарной тульской земле, там, где, по преданию, учеником Сергия Радонежского был основан Венев-монастырь.

Записи Рерихов, положенные в основу Живой Этики, делались на русском языке, но не в России. Незначительное исключение составляет разве что краткий период их пребывания в СССР в 1926 году. Записи Бориса Абрамова были сделаны на русском языке и преимущественно в России. Это обстоятельство делает их в определенном смысле исторически уникальными для российской культуры, так как никогда прежде не было зафиксировано факта подобного многолетнего духовного сотрудничества восточных Мастеров с русскими учениками на русской земле. Записи Блаватской проводились в Америке, Индии и Европе. Синнет переписывался с Махатмами в Индии. Ла Дью – принимала послания в Америке. Рерихи – в Европе, Америке, Индии, Центральной Азии. Борис Абрамов начал получать первые сообщения в 40-е годы в Китае, однако основная их часть была записана в период с 1959 по 1972 год в Советском Союзе – в Сибири, под Москвой и в Тульской области.

Что же представляют собой эти записи по сути? Многие годы Б.Н. Абрамов вел духовный дневник, куда записывал ментаграммы, которые воспринимало его сознание из пространства. Он не считал себя автором своих текстов и полагал, что лишь записывает отражаемые в его разуме духовные послания незримого Учителя Мудрости. Н.К. и Е.И Рерих, которым он отсылал образцы своих записей, подтвердили их связь с «Высоким Источником», то есть Махатмами и Братством.

Было бы неверно расценивать дневники Бориса Абрамова в качестве продолжения рериховских книг серии Живая Этика – Агни Йога в том смысле, в котором станцы «Теогенезиса» теософской традиции Храма продолжали станцы «Космогенезиса» и «Антропогенезиса», положенные в основу «Тайной Доктрины». В основу серии Живая Этика – Агни Йога был положен совершенно уникальный духовной опыт Елены Рерих, который имел свои определенные цели и который был завершен с ее уходом.

Опыт Бориса Абрамова был иным, равно как иными, вероятно, были и цели посылаемых ему наставлений. Многие из них адресовались ему лично. Они помогали ему осмысливать Учение, преодолевать конкретные жизненные трудности и осваивать мастерство духовной йоги. Вместе с тем, эти наставления имели и имеют большое практическое значение для каждого серьезного последователя Агни Йоги – Живой Этики. Их популярное содержание, минимум специальной терминологии и доступная эпистолярная стилистика свидетельствуют о намерении Махатм дать предельно простое толкование некоторых, наиболее актуальных современному обществу аспектов своего Учения Жизни.

В записях Бориса Абрамова метафизические, космологические, натурфилософские, исторические и иные отвлеченные доктрины Сокровенной Мудрости представлены намного меньше, чем, например, в «Тайной Доктрине», Учении Храма или книгах Агни Йоги. Однако они изобилуют практической этикой, элементами йогической психотехники и советами по улучшению повседневной жизни через ее одухотворение и наполнение культурным содержанием. В этом смысле данные тексты явились, наверное, самым простым и общедоступным изложением этико-философского гнозиса Махатм, среди иных известных литературно-философских первоисточников, так или иначе связанных с Братством.

Первое издание записей Б.Н. Абрамова было подготовлено его харбинским, а позже сибирским учеником Б.А. Даниловым. С 1975 года он по просьбе больной жены Бориса Абрамова сохранял его архивы (более пятидесяти тетрадей с записями посланий) до возможности публикации. В период с 1993 по 1998 год, по согласованию с С.Н. Рерихом, в Новосибирске им было опубликовано тринадцать книг под общим названием «Грани Агни Йоги».

Борис Абрамов не оставил какого-либо общего наименования своим записям. Оно было сформулировано издателем и теперь широко распространилось среди последователей. На каждой книге кроме ее порядкового номера в серии указывался год (от 1960 по 1972). Это означало, что в данную книгу вошли записи из дневников Б.Н. Абрамова за указанный год. После выхода серии «Грани Агни Йоги», примерно с 2001 года, Б.А. Данилов начал дополнительно публиковать в Кузбасской рериховской газете «Свет Утренней Звезды» некоторые не вошедшие в книги фрагменты записей Бориса Абрамова. А в 2004 году им был подготовлен и опубликован еще один том «Граней Агни Йоги», в который были включены записи 1959 года.

Книги серии «Грани Агни Йоги» были признаны подавляющим большинством русскоязычных сторонников духовной традиции Агни Йоги – Живой Этики и достаточно быстро обрели заслуженную популярность. До 2005 года они не переводились на другие языки и были мало известны зарубежным последователям теософии и Агни Йоги. Рукописи дневников Б.Н. Абрамова в настоящее время хранятся в Новосибирске.

Таким образом, в формировании литературно-философских первоисточников антропокосмического гнозиса восточных Махатм на данный момент можно выделить три основных этапа. Первый этап можно обозначить как «теософский». Он был связан преимущественно с Еленой Блаватской, Франчиа Ла Дью и их сподвижниками. В течение второго этапа происходит формирование книг серии Живая Этика – Агни Йога. Он связан с деятельностью семьи Рерихов, поэтому было бы справедливо его обозначить как «рериховский». Начало третьего этапа положила серия книг Бориса Абрамова «Грани Агни Йоги». Мы предполагаем, что на этом развитие корпуса литературно-философских первоисточников Учения Махатм может не закончиться. Основания подобных предположений связаны с некоторыми намеками Махатм в записях Елены Рерих и Бориса Абрамова, а также с посланиями к Храму Человечества. Однако когда и где появятся новые тексты – остается, разумеется, под вопросом. Третий этап пока можно условно обозначить как «развитие новой духовной традиции антропокосмического гнозиса».

К слову, исследователи философии Махатм и творчества Рерихов за пятьдесят лет с момента ухода старших Рерихов уже не раз сталкивались с попытками некоторых авторов представить свои тексты (записи) в качестве новых первоисточников духовной традиции Агни Йоги. Нельзя исключить, что подобные фальсификации будут появляться и в будущем. Все это крайне осложняет вопрос идентификации источников и ставит перед исследователями целый ряд непростых проблем.

Источник:

www.lomonosov.org

Агни-Йога. Учение живой этики. 4-е изд. в городе Киров

В представленном интернет каталоге вы сможете найти Агни-Йога. Учение живой этики. 4-е изд. по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить прочие книги в группе товаров Эзотерика. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка выполняется в любой город РФ, например: Киров, Москва, Иваново.